Появление свинок в Европе

Материал из Svinkipedia
Перейти к: навигация, поиск

Важные сведения о существовании в Колумбии одной из разновидностей рода морских свинок — животного под названием cori (слово, возможно, аравакского(антильского) происхождения) — приводятся в докладе королевских чиновников Хуана де Сан Мартина и Антонио де Лебрихи, принявших личное участие в походе конкистадора Гонсало Хименеса де Кесада по территории Колумбии (июль 1539):

…этот край, всё то, что в нём видели, — это край чрезвычайно здоровый, потому что после того, как мы оказались в нём, что может составлять больше двух лет, у нас от болезни не погиб ни один человек. Он очень хорошо обеспечен мясом оленей, которых забивают в большом количестве, и других животных, наподобие кроликов, называющихся корис [coris — мн.число]; их забивают бесчисленное количество.

— Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха. Доклад о завоевании Нового Королевства Гранада (июль 1539 года).

В 1550 году curies упоминает в своём Epitome Хименес де Кесада. В своей таблице индоамериканских слов о curi пишет Педро Симон (1627).

Первые известия при завоевании Перу и Боливии

Впервые морская свинка под своим кечуанским названием «куй» или «куи» (кечуа Quwi; Saka icha Haka > исп. cuy, coi, cui, coy) упоминается в европейских научных трудах у Педро Сьеса де Леона в 1554 году в книге «Хроника Перу».

В словаре Диего Гонсалеса Ольгина (1608) приведены слова «Ccoui», «Ccuy», «Ccoy» — «здешний маленький кролик», «кролик из Индий».

Слово «дар» также именовалось «ccuy».

Значение для населения Анд

На момент завоевания испанцами Перу (XVI век) морские свинки народами Анд в основном использовались в сельском хозяйстве (как источник мяса) и в ритуальных целях (жертвование крови животных, гадание по внутренностям).

В центральных Андах у индейцев из Вамачуко (Перу) существовал также идол и божество морских свинок:

Один идол или вака у них есть ] для койев, и, как они говорят, их же создавший, его они называют Пайгинок, и слова, которые они ему говорят: «а, а, а по, соединены руки, приумножь моих койев, и пусть они у меня не умирают, ибо есть у них еда».

— Доклад о религии и обрядах Перу, составленный первыми священниками Августинцами, направившимися туда для обращения местных жителей в христианство (1560).

Юрист Хуан Поло де Ондегардо, описывавший в 1559 году обряды индейцев в Перу в своём трактате «Заблуждения и суеверные обряды индейцев», заметил, что:

Девятый месяц называется Йапакис. Тогда сжигалась другая сотня коричневых баранов, и забивалась и сжигалась тысяча куйев, чтобы лёд, и воздух, и вода, и Солнце не причинили вреда чакрам полям; этот месяц, кажется, соответствует Августу… Также, они приносили в жертву куйев, являющихся зверушками unos animalejos, которых выращивали в домах, размером они побольше мышей, — эти служили для наблюдения за предзнаменованиями и для того, каков будет исход дел. Также для этой цели им служил имеющийся у них вышеупомянутый скот. Эти два рода животных они приносили в жертву. Они не использовали диких животных, потому что говорили, что для жертвоприношений связанных со здоровьем и благом, нужно было приносить в жертву только вещь, полученную и выращенную своим трудом. Следует обратить внимание, что сегодня очень распространён этот род жертвоприношений из куйев, как у Горцев, так и среди тех, кто живёт в Равнинах.

— «Revista histórica; órgano del Instituto Histórico del Perú, Volume 1. – Lima, 1906, стр. 216, 226

До сих пор мясо морских свинок — важный продукт питания народов Анд. Блюда из него можно часто встретить в ресторанах в городах Перу и Эквадора.